Комнатные растения, растения Вашего сада и огорода, грибы, плодовые деревья, кустарники, цветы.

Всё о растениях



Интересные факты

Овощи

Грибы

Комнатные растения

Контакты

Своими руками прицеп для перевозки пчел


Кочевая пасека на колесах: как собрать своими руками, обзор мобильных прицепов

Поля медоносных растений зачастую локализуются на значительном расстоянии от жилища пасечника, вследствие чего он задумывается о приобретении прицепа для перевозки пчел.

При транспортировке ульев ставятся цели минимизировать их тряску и перевезти возможно большее количество пчелиных домиков за один раз. Возникает вопрос, какими характеристиками должен для этого обладать прицеп.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Существует несколько вариантов пчеловодных прицепов, отличающихся особенностями конструкции. Ниже рассмотрены типы прицепов для транспортировки ульев.

Пчелоприцеп на легковом ходу

Если количество ульев невелико, бортовая пасека на автомобиле может быть организована с помощью простого прицепа, применяемого для перевозки грузов. У пчелоприцепа на легковом ходу хватает места для размещения двух десятков ульев с насекомыми.

Их можно держать там на протяжении всего сезона цветения медоносов. Приобретя такую модель, пчеловод подвергает ее доработке – обустраивает крышу, монтирует механизм для упрощения установки пчелиных домиков и снятия их с прицепа.

Легковые пчелоприцепы удобны своим малым весом и простотой транспортировки. Минус этого варианта – ульи при перемещении подвергаются значительной тряске, и надо позаботиться о качественной фиксации их ремешками. К тому же эти прицепы менее вместительны, чем другие типы, и для перевозки большого числа пчелиных домов придется совершить несколько поездок.

Павильон для пчел

Конструкция павильона не привязана к транспорту и предоставляет возможность постоянного пребывания пчелиных семей. Пространство в пять квадратных метров позволяет разместить полсотни ульев.

Павильоны бывают:

  • стационарными (не приспособлены для мобильного пчеловодства);
  • на колесах (подходят для кочевки и перемещения ульев ближе к местам произрастания нужных растений для сбора насекомыми нектара);
  • кассетными (оснащены отсеками для установки ульев).

Платформа для перевозки пчел

Платформа для пчел лучше всего приспособлена для организации кочевой пасеки. Она целенаправленно сконструирована для транспортировки пчел и позволяет переносить размещенные ульи на большие расстояния и обладает наибольшей продуктивностью с точки зрения объема медосбора: даже в бедных на растения-медоносы регионах можно получить 50 кг меда.

На установке, оснащенной бортами и стойками, можно разместить до 50 ульев. Встречаются в продаже и двхъярусные установки.

Преимущества платформы:

  • отсутствие потребности в загрузке и выгрузке ульев;
  • возможность оснащения системы крышей, защищающей от осадков и солнца;
  • меньшая выраженность тряски пчел при езде (по сравнению с легковыми прицепами) благодаря меньшему весу установки – благодаря этому насекомые чувствуют себя спокойнее, и путешествия не становятся для них стрессом;
  • благодаря большей полезной площади за один раз перевозится большее число ульев.

Как собрать прицеп для пчел своими руками: 5 шагов

Прицеп для пчел своими руками, подходящий для легкового авто, можно сделать, используя следующие комплектующие и инструменты:

  • трубы круглого и прямоугольного сечения;
  • раму для каркаса;
  • уголки и панели из пластика;
  • доски и листы металла для пола;
  • болгарку;
  • электродрель;
  • аппарат для сваривания деталей;
  • ручной инструмент.

Последовательность действий:

  1. К раме привариваются трубы с угловым сечением. Конструкция оснащается рессорными элементами и пружинами.
  2. Из прямоугольной трубки делают раму (размеры 180 см на 240 см) и соединяют с каркасной рамой. Также из трубки того же типа делают выдвижные санки.
  3. Уголками размечают местоположение ульев и прикрепляют колеса.
  4. Конструируют пол, соединяя доску (верх пола) с металлическим листом (низ). Приваривают стойки.
  5. С помощью уголков устраивают крепление для будущей крыши, которую делают из пластмассовых панелей.

Выбор прицепа для перевозки пчел: обзор трех моделей

К числу популярных моделей конструкций для перевозки относятся:

Двухосный оцинкованный МЗСА 817730.001

Его дно сделано из обработанной водоотталкивающим составом фанеры с ламинатным покрытием. Такой же фанерой обклеен и сам прицеп.

Модель оснащена откидным механизмом. Наибольший суммарный вес перевозимого груза – 950 кг. Конструкция отличается отличной устойчивостью благодаря двухосности и специальному дышлу.

«Пчеловод» от производителя «Прогресс»

Дно также сделано из фанеры, пропитанной влагостойким составом. Высота бортиков – 15 сантиметров. Максимальный вес груза – 1000 кг. Обладает двумя осями, крепкой рамой и рессорной подвеской, что делает его хорошим выбором для неровных дорог и сводит тряску ульев при транспортировке к минимуму.

Прицеп «Тандем»

Производимые в Кургане прицепы оснащены автоматическими подкатными колесами и ремнями, фиксирующими ульи. Также в комплектацию входит запасное колесо.

Высота оптимизирована для упрощения снятия и размещения ульев. Широкий прицеп позволяет оставить пространство между рядами размещаемых ульев. В процессе перевозки можно установить только один ярус ульев, но когда прицеп находится в стационарном состоянии, допустимо разместить большее их число – до четырех.

Плюсы и минусы мобильного пчеловодства

Передвижная пасека обладает рядом преимуществ:

  • способствует улучшению опыляемости медоносов (как сельскохозяйственных, так и дикорастущих) и приросту охватываемой ими площади;
  • в силу разнообразия источников нектара получаемый мед отличается большим содержанием микроэлементов;
  • пасечник может выбрать, возле каких растений разместить ульи для получения желаемого сорта меда;
  • пчелы получают больше питания, что полезно для их жизнеспособности и прироста численности семьи;
  • кочевое пчеловодство позволяет продлить медосборный сезон, охватив спектр медоносов с разными сроками цветения.

Минусом является необходимость тщательно следить за тем, чтобы ульи при перевозке не тряслись, в противном случае часть пчел может погибнуть. Минимизировать тряску можно, тщательно фиксируя сами ульи, следя за плавностью процесса езды и продумывая маршруты, стараясь выбирать ровные дороги.

Также ни в коем случае нельзя накрывать ульи, особенно при высокой температуре воздуха.  Пчелам требуется достаточное количество кислорода, и его дефицит чреват гибелью насекомых.

domaferma.com

Перевозка ульев. Прицепы для транспортировки пчел своими руками

Каждый пасечник желает, чтобы у его пчел были лучшие места для сбора нектара. Но не всегда такие медоносные базы располагаются рядом. Деревья акации, поля с цветущими медоносами, сады и лес — все это раздолье для тружениц. Чтобы помочь пчелам добраться до расположенных вдали от цивилизации таких мест, необходим прицеп для перевозки пчёл.

Виды прицепов для перевозки пчел

Перевозка пчел для некоторых пасечников является единственным способом обеспечить насекомых хорошей кормовой базой. Чтобы перевезти пчел на дальние расстояния, используются различные варианты бортовых прицепов. Это может быть обычная платформа на колесной базе или трейлер с бытовками для пасечника.

Прицепы для пчелиных ульев

Такой прицеп для пчел оборудован одной или двумя осями. Чтобы ульи не срывались, на нем установлены борта и стойки. Для перемещения прицепа используют любой вид транспорта. А из-за своего легкого веса он меньше подвергается тряске. Если нужно, прицеп переделывается и становится крытым павильоном или двухъярусным пчелоприцепом. Также некоторые умельцы оборудуют заводской прицеп выдвижным механизмом, с которым легче устанавливать и снимать пчелиные домики.

Павильоны

Отличаются тем, что их конструкция предназначена для постоянного хранения ульев. Павильон делится на две части: рабочая — оборудована под ульи, бытовая — предназначенная для пчеловода. На 5-6 кв.м павильона можно разместить до 50 ульев.

Существует три вида павильонов:

  1. Стационарный — без колесной базы;
  2. передвижной — оборудован на колесной базе для перемещения на дальние расстояния;
  3. кассетный — такой павильон оборудован отсеками для ульев.

Платформы

Это своеобразная мини-пасека на колесах, на которой может разместиться до 50 пчелиных домиков.

Достоинства:

  • Ульи на платформе можно разместить не в один ярус;
  • при оборудовании платформы крышей, насекомые будут защищены от дождя и от прямого солнечного света;
  • с платформы процесс сбора меда проходит легче и быстрее, так как нет необходимости снимать ульи, а затем устанавливать их обратно.

Тележка для ульев

Это металлическая конструкция с колесами и приспособлением, которым производят захват корпуса улья.

Захватывающее приспособление оборудовано боковыми зажимами, которые не дают пчелиному домику опрокинуться. Тележку для ульев также выпускают с подъемным устройством.

На таком своеобразном лифте установлен фиксатор. Он регулируется под различные типы ульев, таких как: дадан, рут и др. Также тележка пчеловода подойдет не только для перемещения ульев, но и для перевозки бочек, бидонов и других емкостей.

Правила перевозки пчел

Прежде чем начать перевозку ульев, нужно знать: на чем будет производиться процесс, окрепла ли пчелиная семья для перемещения, погодный фактор, состояние дороги. Ульи должны хорошо вентилироваться, чтобы избежать перегрева.

Основные правила:

  • Прежде чем начать перевозку ульев нужно проверить наличие лицевой сетки, дымаря и топлива к нему, разведенной глины, спичек и воды, мешковины.
  • Подготовить пчелиные домики к переезду. Для этого из них нужно вынуть все лишнее. В вечернее время ульи загружают на прицеп. Рамки в улье должны располагаться параллельно относительно переднего борта. Сами домики привязать с помощью веревок, чтобы избежать раскачивания. Если перевозка осуществляется при прохладной погоде, то ульи с 8-12 рамками (не многокорпусные) утеплить. В остальных случаях утепление не нужно. Если погода жаркая, то перевозить лучше в ночное время.
  • Домики ставить на прицеп в ряды, между которыми выдерживать расстояние 10-15 см. Промежутки нужны для вентилирования ульев. Для этого достаточно проложить деревянные бруски данных размеров, разделив ряды.
  • Скорость перевозки до 70 км/час, если дорога разбита, то до 20 км/час. Во время движения избегать резких остановок.
  • На нужном месте, если необходимо, домики разгрузить на заранее подготовленную площадку. Установить крыши, если перед перевозкой они были сняты. Пчелам дать время успокоиться, а затем полностью открыть летки. С утра пчелиные семьи облетают новое место и принимаются за работу. Их домики нужно утеплить. Затем выявить рои, которые плохо перенесли дорогу и оказать им необходимую помощь. Первыми должны быть семьи в домиках с вытекающим медом.

Платформы для пчел своими руками

Не всех пчеловодов устраивают заводские конструкции прицепов, потому они задумываются, как сделать платформу для перевозки пчел своими руками. Взяв за основу автомобильный прицеп, пчеловоды чертят чертежи и по ним дорабатывают его, чтобы получилась полноценная платформа для перевозки ульев. Важное требование к такой платформе, чтобы ее ширина не превышала нормы прописанной в правилах дорожного движения. Прицеп удлиняют, чтобы повысить вместимость. Оптимальными считаются размеры 2,5 на 5,6 м.

Материалы и инструменты

При сборке конструкции понадобятся:

  1. Прицеп к легковому автомобилю;
  2. трубы с прямоугольным сечением 2,5 х 5 см всего 12 м и 2 х 4 см всего 24 м;
  3. уголки 3 шт., 4 х 1,8 м и 2 шт., 3,5 х 2,4 м;
  4. трубы 3 шт., 20 х 2,4 м;
  5. пластиковые панели 24 шт., 10 х 1,8 м;
  6. металлические листы;
  7. доски на пол;
  8. саморезы.

Инструменты:

  • Сварочный инвертор;
  • дрель;
  • болгарка;
  • шуруповерт;
  • угольник.

Пошаговая инструкция

Чтобы изготовить платформу для перевозки ульев своими руками, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Трубы с прямоугольным сечением приварить вдоль прицепа, чтобы удлинить конструкцию на 1 м.
  2. Усилить амортизаторы и рессоры. Лучше, если на прицеп установить и то и другое.
  3. Сделать раму 2,4 х 1,8 м используя трубу 2,5 х 5. Чтобы рама не деформировалась, нужно установить ребра жесткости из тех же труб, приваренных через 0,5 м по всей конструкции.
  4. При помощи сварки скрепить раму с прицепом.
  5. Сделать разметку в длину, чтобы платформа стала разделена на 3 одинаковые части.
  6. В середине изготавливается выдвижная конструкция, рама которой сваривается из трубы с прямоугольным сечением 2 х 5 и тоже оборудована ребрами жесткости.
  7. Используя уголки 4 х 60 разделить места под пчелиные домики.
  8. На низ выдвигающейся рамы уложить металлический лист.
  9. Чтобы рама легко выдвигалась, к ней приделываются подшипники.
  10. Пол платформы собирается из досок, крепящихся саморезами.
  11. На все углы конструкции, при помощи сварки, закрепить стойки высотой 1,55 м каждая.
  12. Чтобы усилить крепление, к сцепляющему устройству платформы нужно приварить трубу 4 х 150 и пару уголков 4 см.
  13. Из тех же уголков сделать каркас для крепления настила крыши. Закрепить на каркасе пластиковые панели. Можно применить герметик, чтобы крыша не протекала, но это не столь важно, так как основная ее функция — создать тень над ульями.
  14. Свободное пространство под крышей можно оборудовать полками или ящиками, чтобы в них складывать мелкое оборудование или инвентарь пасечника.

Выполняя сварочные работы, необходимо каждый раз прикладывать угольник. Все углы должны быть прямые — 90 градусов. Иначе конструкция перекосится, выдвижная рама станет заедать, и придется все переделывать. Все размеры можно изменять, чтобы сделать платформу более удобной для индивидуального применения.

Метки: Кочевое, Пасека, Перевозка, Пчеловодство

dobryypasechnik.ru

Прицеп для пчел: платформа, для легкового автомобиля, как сделать своими руками

Прицеп для пчел можно приобрести в готовом исполнении заводского изготовления. Однако существует один весомый недостаток – высокая стоимость. Для перевозки пасеки пчеловоды чаще делают самодельные устройства из списанных прицепов с/х техники или легковых автомобилей.

Преимущества использования прицепов в пчеловодстве

Самым простым устройством у владельца кочевой пасеки считается телега для перевозки пчел, прицепляемая к легковому автомобилю. Транспортное средство позволяет осуществлять перевозку малого количества домиков. Владельцу большой кочевой пасеки выгодна вместительная платформа.

Преимущество использования для транспортировки ульев прицепного устройства объясняется плюсами кочевой пасеки:

  1. Кочевой метод содержания пасеки способствует лучшему развитию пчел в середине весны.
  2. Перевозка ульев на другое место приносит пользу пчелам. Насекомые получают доступ к требуемому количеству нектара.
  3. Для кочевой пасеки сезон медосбора раньше начинается и позже заканчивается. Перевозка пчел к цветущим медоносам приносит пасечнику больше урожая. Покупка прицепа и топлива для транспорта окупится, если с каждого улья собирать от 6 кг качественного меда.
  4. Во время перевозки пасеки пчеловод самостоятельно выбирает, возле каких медоносов остановиться. Частая кочевка позволяет получить за сезон разные сорта меда.

Если говорить о преимуществе самого прицепного устройства, то маленькие телеги к легковым авто выгодны в плане компактности. Однако минусом является вместимость. Обычно стандартным легковым прицепом за один раз осуществляется перевозка максимум 4 ульев с пчелами.

Многими преимуществами обладают большие прицепные устройства, именуемые платформами:

  1. Во время перевозки тряска на платформе ульев минимальна по сравнению с маленьким прицепом. Пчелы не получают стресс, ведут себя спокойно по прибытию на новое место.
  2. При перевозке телегой улья надо разгружать и загружать. На платформе домики с пчелами постоянно стоят.
  3. За счет устойчивости и высоких бортов платформой осуществляют перевозку большого количества ульев, установленных в несколько ярусов.

Наличие прицепа или платформы для пасечника всегда большой плюс. Не вывозные пчелы приносят мало меда. Семьи ослабевают, со временем гибнут.

Совет! За сезон пасеку надо хотя бы 1 раз вывозить в поле. От стоящих во дворе ульев не будет толку.

Существует много разновидностей самодельных и заводских прицепов, применяемых для перевозки пчел. По конструкции их условно делят на три группы: телеги для легковых авто, платформы и павильоны.

Пчеловодческий прицеп для легкового автомобиля

Различают автомобильный прицеп пчеловода специализированной конструкции и самодельный вариант, доработанный пасечником. В первом случае прицепное устройство с завода приспособлено к перевозке ульев. Во втором варианте пасечник сам переделывает прицеп.

Стандартная модель, например, для автомобиля Жигули вмещает 4 улья. Можно нарастить борта, установив 8 домиков в два яруса. Если под капотом много лошадок, пчеловоды расширяют раму, приспосабливают платформу на выдвижном механизме. Хорошим вариантом является пчелоприцеп для автомобиля УАЗ на 25 пчелосемей, позволяющий за один раз осуществить перевозку средней пасеки.

Совет! Раздвижной прицеп можно приспособить для вывоза маленькой пасеки без снятия с платформы ульев на месте прибытия.

По сути, платформа тоже является прицепом, только более вместительным. Конструкция обычно двухосная. При перевозке в 2 яруса можно вместить до 50 ульев. Одноярусную пасеку с платформы обычно не снимают. Улья стоят на своем месте. Существуют большие платформы, вмещающие более 50 ульев. При желании конструкцию усовершенствуют крышей.

Павильоны

Существуют стационарные и передвижные павильоны. В первом случае конструкцию устанавливают на фундамент. Передвижной павильон является аналогом платформы, но оснащен крышей, стенами, дверью. Улья стоят летками наружу в несколько ярусов, здесь же они и зимуют.

Удобны в плане использования кассетные павильоны передвижного типа. Пчелы живут в специальных модулях, облегчающих обслуживание для пасечника.

Как сделать прицеп для пчел своими руками

Обычный одноосный прицеп для перевозки пчел для легкового автомобиля усовершенствуют наращиванием бортов. Можно приспособить съемные стойки с крышей. Чтобы за одну перевозку захватить больше ульев, раму придется расширять. Желательно добавить вторую ось. Весь процесс изготовления прицепного устройства состоит из сборки каркаса и его обшивки.

Чертежи, инструменты, материалы

Начинают изготавливать прицеп для ульев с построения чертежа. Изначально определяются с размерами. При выборе габаритов важно учесть тяговую силу автомобиля, чтобы он справился с грузом. Пример готового чертежа легко найти в различных источниках. Размеры можно подогнать свои. Важно помнить, что прицеп придется везти до пасеки по шоссе. Его габариты не должны мешать движению автотранспорта.

Из материалов применяют листовой металл, труба, профиль, уголок. Из инструментов берут болгарку, дрель, сварочный аппарат, молоток, пассатижи, гаечные ключи.

Процесс сборки

Начинают собирать своими руками прицеп для перевозки пчел с планировки расположения ульев. Место домиков отмечают на чертеже, отсюда определяют размер рамы. Дальнейший процесс состоит из следующих действий:

  1. Согласно чертежу из профиля, уголка и трубы сваривают раму. Если идет переделка заводского прицепа, то конструкцию обычно расширяют, делают выдвижную платформу. При необходимости добавляют вторую колесную пару.
  2. Если предполагается соорудить фургон с крышей, каркас оснащают стойками. Стены обшивают фанерой. Напротив летков вырезают отверстия.
  3. Кровельным материалом фургона выступает металл, профнастил.
  4. Когда предполагается перевозка ульев в 2 яруса, под домики к каркасу прицепа приваривают полки из металлического уголка.
  5. Для ульев предусматривают крепежи, удерживающие их во время транспортировки.

Когда прицеп пчеловодческий будет готов, пробуют установить пустые ульи, испытать конструкцию. Если все пройдет успешно, с началом сезона доставляют пчел ближе к медоносам.

Платформа для пчел своими руками

Лучшим вариантом считается платформа для пчел из-за большей вместимости ульев. Вдобавок на прицепном устройстве домики остаются стоять после приезда на место стоянки.

Чертежи, инструменты, материалы

При изготовлении платформы понадобятся аналогичные инструменты и материалы, что использовались для сборки прицепа. Чертеж отличается размерами. Платформу обязательно оснащают двумя колесными парами, высокими съемными бортами. По желанию делают крышу и выдвижную площадку.

Процесс сборки

Для получения платформы, стандартные прицепы легкового автомобиля для пчеловодства подвергают переделке:

  1. Первым делом удлиняют раму минимум на 1 м, приварив дополнительные заготовки из профиля и трубы.
  2. Мост и рессоры используют от автомобиля УАЗ.
  3. Раму поперек визуально разделяют на участки. Обычно их 3 штуки шириной по 60 см. Из квадратной трубы сваривают выдвижную рамку для ульев. Ставят ее на салазки.
  4. Под ульи из уголка сваривают рамки, крепят к платформе. Днище заваривают листовым металлом.
  5. Колесика выдвижного механизма общей рамки для ульев делают из подшипников. Их распределяют равномерно по конструкции.
  6. Пол платформы настилают из доски. Вдоль боковых бортов приваривают петли для стягивания ульев лентами.
  7. Стойки бортов приваривают по углам рамы и центру, где располагаются салазки. Дышло платформы усиливают трубой сечением 40 мм.
  8. Каркас крыши сваривают с уголка. Обязательно выдерживают уклон, чтобы стекала дождевая вода.

Финалом работ является укладка кровельного материала. Обычно применяют жесть, оцинковку, профнастил.

Модели прицепов для перевозки пчелиных ульев

У пасечников любителей популярностью пользуются для перевозки пчел легковые прицепы заводского изготовления. Если нет возможности самостоятельно сделать платформу на колесах, ее всегда можно купить, но обойдется пасечнику немного дороже.

На видео рассказывают о прицепах для транспортировки пчел марки «МЗСА»:

Пчеловод

Специализированный прицеп «Пчеловод» от производителя «Прогресс» оснащен усиленной рессорной подвеской, выдерживающей большие нагрузки во время езды в груженом состоянии по неровной грунтовой дороге. Конструкция оснащена бортами высотой 15 см. Днище из влагостойкой фанеры. Максимально допустимая грузоподъемность – 1 т.

Тандем

Производитель «Курганские прицепы» представил двухосную модель «Тандем» с подкатным колесом. Высота от земли до днища – 130 см. Перевозку пчел осуществляют с установленными в 1 ряд ульями. Во время стоянки пасеки домики можно выставить в 4 яруса.

Пасека седельная-24

От производителя «Ось» прицеп пасека седельная 24 оснащена выдвижной рамой-подставкой для 8 ульев. Общая вместительность – 24 домика. Прицепное устройство оснащено тормозами наката.

Модель 817730.001

Компактное прицепное устройство от производителя «МЗСА» полностью изготовлено из оцинкованной стали. Обшивка выполнена из влагостойкой фанеры. Для удобной погрузки ульев с пчелами имеется откидывающийся борт. Грузоподъемность – 950 кг.

Правила перевозки ульев

Перевозкой пчел занимаются ночью. Место выбирают удаленное от соседней пасеки минимум на 2 км. Оптимально перевозкой пчел начинать заниматься весной, а заканчивать – осенью. Насекомые лучше адаптируются на новом месте. Во время перевозки рамки укрепляют колышками, обеспечивают хорошую вентиляцию через леток.

Место под пасеку выбирают закрытое деревьями от ветра. Желателен источник воды. В жару привезенные ульи летками устанавливают на север. Если погода холодная – поворачивают на юг. Летки открывают после успокоения пчел, примерно через 20 минут.

Заключение

Прицеп для пчел помогает пасечнику доставлять ульи ближе к медоносной базе. Наличие платформы дополнительно избавляет от лишних погрузо-разгрузочных работ. Какую модель выбрать – решать пасечнику.

fermilon.ru

Прицеп для перевозки пчел своими руками: чертежи, инструкция

В течение сезона пчеловод вынужден организовать своим пчелам до пяти переездов, ведь медоносные зоны в нужном количестве редко расположены недалеко от пасеки. Поэтому незаменимым будет знание о том, как сделать прицеп для перевозки пчел своими руками, чертежи и инструкция тоже не будут лишними. Постоянные перемещения пчел к новым местам облегчают медосбор и способствуют росту итогового количества меда до 40%.

Средний срок цветения растений-медоносов длится от 10 до 20 дней, после этого улики можно возвращать в прицеп для перевозки пчел и переезжать на другое место. Эти миграции обычно выпадают на жаркие месяцы.

При температуре выше 25С важно организовать качественную вентиляцию, чтобы не запарить насекомых в ульях. Для облегчения работы кочевой пасеки пчеловодам приходится покупать или изготавливать самостоятельно специальные приспособления, которые помогают грузить и транспортировать улики:

  • самое простое решение – тачка;
  • более функциональный вариант – простая тележка или тележка-подъемник;
  • оптимальный вариант – автомобильный или самодельный прицеп;
  • самый сложный и самый удобный – платформа для перевозки пчел или пчелопавильон.

Многие производители товаров для сферы пчеловодства предлагают широкий ассортимент оборудования, произведенного в заводских условиях, но оно ориентировано только на крупные хозяйства. Поэтому, в попытках оптимизировать свой труд, владельцы небольших пасек вынуждены использовать несколько разных приспособлений или изготавливать что-то самостоятельно.

Если нет времени и желания всерьез озадачиваться работой над техническим усовершенствованием своей пасеки, то для облегчения и ускорения погрузочно-разгрузочных работ можно использовать просто тачку и тележку для перевозки.

Более сложный вариант – приобрести тележку-подъемник, которая позволит избегать физических нагрузок и экономить время. И на больших пчелофермах используют такое оборудование, оно зарекомендовало себя высокой проходимостью в разных условиях и устойчивостью на неровных поверхностях. Использование даже примитивной техники ощутимо повышает производительность труда.

Многие пасечники используют прицепы для перевозки пчелиных ульев. За каждый рейс на них можно перевезти не более 20 единиц. Но не любой прицеп легкового автомобиля можно использовать для этих целей. Есть ряд требований, которым он должен соответствовать, главные из них – надежность, вместительность и высокая продуваемость для летних переездов на значительные расстояния.

Более крупным пчеловодческим хозяйствам, чтобы часто перевозить пчел, не обойтись без платформ. На них устанавливаются павильоны, которые позволяют не пересаживать пчелосемьи. Достаточно только сцепить павильон на платформе с машиной, и сразу можно ехать в нужное место. Этот способ максимально упрощает сезонное кочевничество.

Используя в качестве базы ходовую часть автомобильного прицепа, пчеловоды разработали чертежи и методики, чтобы изготовить прицеп для перевозки пчел своими руками. Единственное условие, требующее строгого соблюдения – выдержать ширину изделия, не выходя за рамки максимально разрешенной в ПДД.

Для увеличения вместительности принято удлинять конструкцию, но оптимальным размером считается 2.5х5.6 метров. Такие габариты позволяют перевозить павильон с 60-ю уликами, расставленными в два ряда по три яруса.

Что понадобится для сборки платформы:

  1. В основу конструкции нужен прицеп, хорошим вариантом будет взять изделие старого образца, производства ОЗТП-Сармат.
  2. Трубы прямоугольного сечения 2,5*5 см 12 м и 2*4 см 24 м.
  3. Уголки 3шт 4*180 см и 2шт 3,5*240 см.
  4. Трубы 3шт 20*240 см.
  5. Панели из пластика 24шт 10*180 см.
  6. Листы металла по планируемому размеру рамы для размещения ульев.
  7. Доски для укладки пола.

Из инструментов нужно вооружиться сварочным инвертором, дрелью, болгаркой и угольником.

Поэтапное руководство:

  • Начинать постройку платформы надо с удлинения рамы на 1 метр. Для этого заготовленные прямоугольные трубы привариваются к базовой конструкции.
  • Позаботившись об улучшении амортизационных характеристик, нужно установить рессоры в комплекте с пружинами и амортизаторами.
  • Из трубы 2,5*5 нужно изготовить раму 2,4х1,8 м. В качестве ребер жесткости выступают трубы, приваренные через каждые 0,5 м.
  • Следующий шаг – к раме нужно приварить полученную конструкцию, используя сварочный инвертор.
  • Разметить разделение всей платформы в длину на 3 равные части.
  • Для простого размещения уликов изготавливаются выдвижные салазки. Их рама сделана из прямоугольной трубы 2*5 и укреплена пятью поперечными трубами.
  • Разделение мест под ульи организовано с помощью уголков 4*60, а для крепления используются петли, по 5 штук вдоль бортов.
  • На дно выдвижной рамы укладывается лист металла.
  • Подвижность обеспечивают колесики, в роли которых могут выступать подшипники, равномерно распределенные по раме.
  • Напольное покрытие конструкции организовывается из досок.
  • Ко всем углам рамы нужно приварить стойки по 1,55м. Для повышения надежности и устойчивости конструкции, дополнительные стойки привариваются по углам квадратов, на которые можно условно разделить всю конструкцию.
  • Для усиления крепления к сцепному устройству прицепа приваривается труба 4*150 и два 4 см уголка под наклоном.
  • Теми же уголками сверху оборудуется крепление для пластиковых панелей, которыми покрывается крыша. Герметичность покрытия не так важна, основная задача крыши над платформой – затенение ульев.
  • По желанию, под самой крышей можно изготовить полки или ящики, высотой порядка 35 см, для хранения мелкого оборудования или инвентаря пчеловода.

Перед каждой сварочной работой нужно угольником контролировать соблюдение 90 º угла. Разобравшись, как сделать из прицепа платформу, можно перейти к делу, адаптировав все параметры под свои потребности. Только в индивидуальном порядке можно просчитать, какой размер будет самым оптимальным.

Видео: прицеп для перевозки уликов своими руками.

3 преимущества использования не просто автомобильного прицепа, а специальной платформы:

  1. Тряска во время переездов минимальна. Это позволяет избежать стрессовых ситуаций у пчел.
  2. Для облегчения труда пасечника, не требуется каждый раз спускать ульи на землю и возвращать их обратно.
  3. Возможность организации многоярусной конструкции из ульев, что позволяет за один раз вывезти к цветущим медоносам большее количество пчелиных семей.

Павильон на платформе может быть съемным и стационарным, служить только для сезонных перевозок пчелосемей или их круглогодичного содержания. Каждая особенность требует своих модификаций. Так, содержание и перевозка пчел зимой заставит утеплить павильон.

Для несъемных ульев платформу нужно дооборудовать подпоркой на передней части, для удержания горизонтального положения. При желании и потребности всегда можно реализовать любое альтернативное решение и дополнить конструкцию на свое усмотрение.

При условии изготовления своими руками, павильон на платформе – самый малозатратный и высокоприбыльный вариант организации пасеки. Конструкция большой вместимости и высокой мобильности – оптимальное решение для пасек любого размера.

vmirepchel.ru

Прицеп для перевозки пчёл: плюсы и минусы, особенности, разновидности, фото

Транспортировка пчелиных домиков является неотъемлемой частью содержания пасеки. Перевозку ульев обычно проводят с помощью специального прицепа. Как сделать такой прицеп и осуществлять перемещение ульев — читайте далее.

Важно! Нельзя перевозить пчёл в летнюю жару. При транспортировке пчёлы всегда возбуждены, что увеличивает уровень тепла и влажности внутри домика, и насекомые могут погибнуть от перегрева.

Для чего нужно перевозить пчёл?

Каждый пчеловод знает, что смена местоположения ульев является одним из главных условий для нормального функционирования и развития пчелиных колоний. Кроме того, изменение среды обитания влияет на качественные показатели мёда. Часто медоносные поля располагаются вдали от пасеки, и пчёлам сложно преодолевать длинный путь. Прицеп для перевозки пчёл Далёкие вылеты также влияют на производительность труда медоносных пчёл, ведь чем дальше они летают за нектаром, тем меньше сбор мёда. Чтобы улучшить качественные показатели медосбора и увеличить популяцию, перевозку пчелиных ульев необходимо осуществлять осенью или весной, что существенно уменьшит потери среди насекомых при переезде.

Пчёлы испытывают меньший дискомфорт, ведь температура внутри домика будет снижена. Перемещать пасеку нужно в направлении региона, где растёт как можно большее число различных медоносов — чем больше цветущих культур расположено вблизи ульев, тем больше сбора получит пасечник.

Важно! Необходимо соблюдать минимальное расстояние перевозки ульев в 4 км, иначе некоторые пчёлы будут возвращаться на прежнее место, и это может разрушить колонию.

Плюсы и минусы мобильного пчеловодства

  • Достоинства мобильного пчеловодства:
  • увеличение популяции;
  • улучшение качества медовой продукции;
  • улучшение качества опыления сельскохозяйственных культур.

Главным недостатком является высокий уровень смертности насекомых при неправильной транспортировке.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Перевозки ульев очень важны для процесса пчеловодства, но несоблюдение правил при транспортировке может навредить насекомым, поэтому, приступая к кочеванию, необходимо хорошо подготовиться. Прицеп для перевозки пчёл

Существуют такие виды прицепов, предназначенных для перевозки ульев:

  • прицеп легкового авто;
  • платформа;
  • павильон.
Перемещать ульи на небольшое расстояние можно самостоятельно с помощью тележки — такая транспортировка на маленькой телеге будет многим вполне по силам.

Прицеп для легкового автомобиля

В кузове грузового авто осуществляют транспортировку ульев на большие расстояния. Маленькие пасеки можно перевозить в прицепе легкового автомобиля.

Чтобы при переезде не нанести вред пчёлам, необходимо соблюдать такие рекомендации:

  1. Для уменьшения воздействия вибраций на насекомых при движении машины нужно устелить днище платформы соломой.
  2. Соты должны размещаться параллельно бортам машины.
  3. Соблюдайте интервал между ульями в 10 см.
  4. Грузить и выгружать пасеку следует с предельной осторожностью.
  5. При движении автомобиля рекомендовано выдерживать скорость не более чем 50 км/ч.
  6. Плотно укрепите рамы, чтобы при движении они были неподвижны.
Прицеп для легкового автомобиля

Платформа

Платформа представляет собой миниатюрную пасеку на колёсах вместимостью в 50 ульев. Она бывает одноосной или двухосной.

  • Достоинства использования платформы:
  • может быть многоярусной;
  • есть возможность установки накрытия, оберегающего ульи от дождя и солнца;
  • вертикальное расположение пчелиных домиков позволяет упростить процесс извлечения сот.
Платформа

Павильон

Транспортировочный павильон не только служит средством перемещения пчелиных домиков, но и является их постоянным местом хранения. Обычно павильоны разделяют на рабочую и бытовую части. Павильон объёмом в 45 м³ может вмещать 30 домиков, размещенных в 3 яруса по 5 домиков с каждой стороны платформы.

Выделяют 3 вида павильонов:

  • стационарные, которые не имеют колёс для перемещения;Стационарный павильон
  • передвижные;Передвижной павильон
  • кассетные — имеют ячейки под пчелиные домики.Кассетный павильон

Как сделать прицеп для перевозки пчёл своими руками

Для самостоятельного изготовления прицепа необходимо подготовить чертёж платформы. Для основы изделия необходимо взять повозку, отличным вариантом будет старый образец прицепа от «ОЗПТ-Сармат».

Для изготовления платформы необходимы следующие материалы и инструменты:

  • труба профильная 25×50 мм — 12 м;
  • труба профильная 20×40 мм — 24 м;
  • уголки 4×180 мм —2 шт.;
  • уголки 4×60 мм —10 шт.;
  • железные петли — 10 шт.;
  • труба круглая 20×240 мм — 3 шт.;
  • панели из пластика 10×180 см — 20 шт.;
  • лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
  • подшипники — 8 шт.;
  • фанера толщиной в 16 мм для формировки дна в прицепе;
  • сварочный аппарат.

Изготовление платформы необходимо начать с удлинения рамы на 1 м профильной трубой и установки ходовой части на прицеп.

Пошаговая сборка платформы:

  1. Из профильной трубы 25×50 мм сделать раму размерами 2,4×1,8 м. Чтобы обеспечить прочность конструкции, через каждые 0,5 м поперечно приварить трубы меньшего сечения (20×40 мм).
  2. Используя сварочный аппарат, приварить полученную конструкцию к повозке. Произвести разметку полученной платформы на 3 части.
  3. Для расположения пчелиных домиков внизу платформы сконструировать выдвижные салазки.
  4. Раму для салазок изготовить из профильной трубы 25×50 мм.
  5. Используя 10 уголков 4×60 см, которые крепятся к днищу конструкции, распределить места для ульев, по 5 с каждой стороны.
  6. По обе стороны бортов установить по 5 железных петель для стягивания ульев.
  7. Днище рамы выстлать листом стали.
  8. Подшипники рассредоточить по раме для обеспечения подвижности салазок.
  9. Днище платформы укрыть поверх стального листа фанерой.
  10. По углам рамы приварить стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,55 м.
  11. На месте расположения салазок с каждого бока платформы установить по 2 стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,65 м.
  12. Дышло полученной конструкции укрепить круглой трубой размером 20×240 см, пропуская её к середине платформы.
  13. Под наклоном приварить по 2 уголка размером 4×180 см к дышлу.
  14. Из оставшихся уголков соорудить навес, покрыть его панелями из пластика.
Прицеп для перевозки пчёл

Особенности использования прицепов

Автомобильные прицепы, выполненные собственноручно, необходимо использовать только по назначению, соблюдая масштаб изделия, который не должен превышать максимально дозволенные рамки ПДД. Необходимо как можно чаще проводить осмотр прицепа, заключающийся в выравнивании искривлённых деталей, повреждённых вследствие ударов при движении по кочкам, и подтягивать крепления.

При буксировке пчелиных семей недопустимо превышать скорости — это приведёт к виляющему движению повозки. При передвижении нельзя резко тормозить, а также неравномерно распределять перевозимый груз, иначе повозка опрокинется.

Вам будет интересно узнать, как сделать павильон для пчёл своими руками.

Полезные советы пчеловодов

Советы от опытных пчеловодов:

  1. Кочевать в одиночку неудобно, поэтому лучше объединиться в группу.
  2. Перед транспортировкой необходимо выбрать место для расположения пасеки. Иногда транспортировка может проводиться на 500 км от дома, но не стоит пугаться столь больших расстояний — ведь затраты окупятся качественным медосбором.
  3. Чтобы правильно выбрать место для пасеки, необходимо обратиться к районному зоотехнику, а также получить разрешение на размещение пасеки у владельцев совхоза. Установка пасеки в лесу потребует разрешения из лесничества.
  4. После медосбора пчёлы становятся сильнее, их беспокойство возрастает. В сотах содержится большое количество несозревшего мёда, что приводит к повышению влажности в середине гнезда и риску обрыва сот. Чтобы предупредить трагедию, при переезде необходимо извлечь рамки, заполненные мёдом, и вставить вместо них пустые.
  5. При транспортировке в весенний период, когда пчелиная колония ещё не окрепла и гнездо содержит малое количество мёда, необходимо поверх рамок настелить чистый холст, зажать его планками и забить гвоздями, что обеспечит защиту от холода.
  6. При перевозке летом и осенью на борта ульев-лежаков следует набить неплотную мешковину. Если домик не содержит бортов, на него надо поставить пустые рамы, на которые прибить мешковину. Материя служит вентиляцией и не пропускает много света, тем самым препятствуя поднятию температуры внутри гнезда.
Перевозка пчёл Транспортировка пчелиных семей к массивам медоносных растений позволяет получать качественный и высокий сбор мёда. Кочевание пасеки проводится при помощи специальных прицепов, которые позволяют быстро и надёжно перемещать пчелиные семьи к месту сбора нектара. Сооружение такого прицепа своими руками потребует затрат времени и сил, зато в результате вы получите от своих пчёл много вкусного, ароматного и целебного мёда.

fermer.blog

Прицеп для пчел: передаем все нюансы

Медоносные территории часто расположены далеко от пасеки. Пчёлы, проделывая большой путь, приносят мало нектара. Использование прицепа для перевозки пчел на новое место облегчает медосбор и способствует увеличению количество готового меда на 40%.

Особенности использования прицепов

Основными вариантами перевозки ульев являются прицепы, платформы и павильоны. Они продаются уже готовые. Но из-за высокой стоимости часто пчеловоды предпочитают изготовить их своими руками. Это экономит средства и позволяет учесть особенности ульев, климатических условий.

Существуют правила и условия перевозки и установки:

  • перевозить пчел лучше ранней весной и осенью, когда они активны и полны сил, чтобы облететь новое место (идеальным временем считается ранняя весна, так как в ульях нет ещё тяжелых рамок с медом и нет новых сот);
  • новое место не должно быть близко расположено к старому, иначе часть пчел, или даже целая семья, может вернуться на прежнее место;
  • удаленность от конкурентов должна быть минимум 3 км;
  • передвижная платформа устанавливается в месте, где пчелы будут обеспечены чистой водой;
  • мобильная пасека устанавливается параллельно медоносным участкам и должна быть защищена от ветра и палящего солнца.

Это интересно: Посев огурцов на рассаду — рассматриваем по полочкам

Подготовка транспорта и планирование перевозки

Перемещение ульев включает четыре основных шага:

  1. Запечатывание пчел внутри улья на старом месте. Это подразумевает относительную герметизацию улья при сохранении вентиляции. Нужно сделать это вечером или рано утром.
  2. Защита компонентов улья от поломок во время движения. Тряска раздражает пчел и если они смогут покинуть улей во время переезда, то переходят в оборонительную позицию. Для фиксации используются скобы, ремни, лямки.
  3. Переноска, погрузка и транспортировка. Ульи тяжелые, неудобные для переноски и полны растревоженных пчел, поэтому обязательно использование спецодежды. Для быстрой и осторожной погрузки оптимально использование погрузчиков – это могут быть как обычные автокары, так и специальные приспособления на прицепах для пчел.
  4. Разгрузка и открытие улья на новом месте.

При перемещении пчел в отдаленные районы важно проверить место и дорогу к нему примерно за неделю до планируемого переезда. Это дает возможность оценить условия дорог, очистить участок, выяснить наличие ворот и различных препятствий. Во время такой разведки можно распланировать время в дороге и выбрать места остановок для отдыха так, чтобы минимально беспокоить насекомых.

Для предотвращения незапланированных остановок необходимо в транспорте и прицепе для перевозки ульев предусмотреть место для следующих предметов:

  • веревки или ремни для закрепления ульев, в том числе запасные;
  • резервуар для воды — для мытья рук и заполнения опрыскивателя;
  • огнетушитель;
  • грабли и лопаты, чтобы очистить мусор или выбраться из ямы;
  • средства индивидуальной защиты;
  • два пустых, но полностью оборудованных улья;
  • оборудование, необходимое для погрузки и разгрузки ульев.

Транспорт и прицеп для пчел необходимо полностью проверить на наличие запасных частей и провести техосмотр, так как долгая задержка в дороге в итоге может привести к гибели пчел. Также важно рассчитать нагрузку и габариты прицепа с учетом требований дороги. Прицеп с ульями, даже если он самодельный, в большинстве случаев относится к сельскохозяйственному оборудованию, требует регистрации и получения соответствующих документов.

Факторы риска и возможные непредвиденные ситуации:

  • травмы, вызванные погрузкой-разгрузкой ульев;
  • механические повреждения ульев или оборудования;
  • лишний шум и свет на трассах или в местах остановок, что вызывает беспокойство пчел;
  • опасность для случайных людей, например, если пчелы загружены в открытый прицеп и по каким-то причинам растревожены во время стоянки или заправки, то растревоженный пчелиный рой может напасть на прохожих.

Лучшее время для переезда колонии пчел — при температуре не ниже 10 ºC, при более холодной температуре пчелы объединяются в рой и любые удары или сотрясения могут вызвать отделение его части. Пчелы не всегда могут вернуться и погибают. Насекомых перевозят до вылета, оптимально — в вечернее время или рано утром. Прохладные, дождливые дни также подходят для коротких поездок. В ночное время на дороге не всегда можно вовремя увидеть ухабы и кочки, поэтому рекомендуется передвигаться по хорошим трассам либо тщательно разведать путь.

Виды

Сейчас приобрести автоприцеп с документами и с разными комплектующими не проблема. Сделать это можно на Авито, отыскав соответствующие объявления.

Хотя я рекомендую выбирать прицепы заводского производства напрямую от заводов или их официальных магазинов.

Практика показывает, что по разумной цене доступен широкий выбор конструкций. Поскольку пчелиный бизнес в Краснодарском крае, в таких регионах как Волгоградская область и Ростовская область очень распространен ввиду хороших климатических условий, ассортимент прицепов постоянно увеличивается.

Это раньше пасечникам приходилось самостоятельно собирать прицепы на уазовском ходу и делать их из подручных материалов. Сейчас есть много отечественных и зарубежных фабрик, где вам готовы предоставить специально адаптированный вариант прицепа.

Все ТС для легкового автомобиля, с помощью которых можно транспортировать пчелиные дома, делят на 3 группы:

  • обычные легковые прицепы;
  • павильоны;
  • прицепы-платформы.

Нас в большей степени интересуют модели на легковом ходу, то есть те, которые способны тянуть за собой обычные легковые машины, кроссоверы или внедорожники. Рассмотрим предлагаемые варианты и особенности их конструкции.

Легковые

Сюда относят традиционные бортовые прицепы, отличающиеся своей многозадачностью и функциональностью.

Но это вариант для дачников и владельцев скромной пасеки, насчитывающей буквально 5-8 ульев. Обусловлено это тем, что бортовые прицепы не предназначены для профессиональной перевозки, содержания и ухода за пчелами. Они помогут в тех случаях, когда нужно просто перевезти домики с места на место с последующей выгрузкой.

Если вам этот вариант подходит, тогда можете смело использовать следующие модели:

Но это не совсем то. Все же речь идет о целой пасеке, где предусмотрено множество ульев и разного рода вспомогательного оборудования. Перевозить все это на обычном небольшом прицепе сложно и крайне неудобно.

Потому переходим к следующей категории.

Павильоны

Специальные конструкции, которые предназначены для транспортировки и постоянного содержания ульев. Их не надо оттуда выгружать, если вы приехали на то место, где пчелы смогут собирать пыльцу и делать мед.

Павильоны разделены на две зоны:

Это целый комплекс, предназначенный для жизни и работы самого пасечника, а также его жужжащих помощников. Самым оптимальным размером для рабочей зоны считается 2,5×5,6 метров. Этого хватит, чтобы разместить до 60 домиков в 2 ряда и по 3 яруса. Бытовая зона немного меньше.

Павильоны бывают нескольких типов.

  • Передвижные. Мобильные, позволяют перемещать их с места на место по мере необходимости и при поисках более подходящих для сбора меда мест;
  • Стационарные. Ставятся на продолжительный период времени, сами колесами не оснащаются;
  • Кассетные. Могут быть стационарными и мобильными. Но их особенность состоит в принципе комода. Каждый улей имеет свой отсек, куда он вставляется.

Но тянуть за собой крупный павильон на обычной легковой машине не получится. Здесь уже потребуется полноценный грузовик.

Хотя с точки зрения эффективности и функциональности, для профессионального пасечника павильон будет оптимальным решением. Если у вас огромное количество ульев и вам нужно постоянно добывать мед, чтобы зарабатывать деньги, стоит потратить некоторую сумму денег и купить современный павильон. Лучше передвижного типа.

Прицепы-платформы

А теперь мы добрались до самого распространенного и популярного варианта для наших пасечников. Именно такими платформами, которые цепляются с помощью фаркопа к легковым автомобилям, пользуется большинство пчелофермеров.

Прицепы платформы могут иметь свои особенности:

  • это двухосные прицепные ТС, которые отличаются устойчивостью;
  • конструкции изготавливают с 1 ярусом и больше;
  • на некоторых моделях предусмотрена крыша, защищающая от солнечных лучей и осадков;
  • прицеп трясет минимально при транспортировке, что обусловлено легкостью ТС и высоким качеством подвески;
  • домики для насекомых могут находиться на прицепе во время сезона сбора меда.

Упрощенный вариант павильона. Да, здесь нет бытовой зоны и специальной комнаты для пасечника. Плюс размеры не позволяют размещать такое количество ульев.

Но платформы стоят дешевле, что позволяет приобрести их в количестве нескольких штук, если есть необходимость в этом.

Как вы понимаете, выбор зависит от того, насколько часто вам придется перевозить ульи и сколько их у вас есть. Здесь хорошо себя могут показать прицепы для длинномерных грузов, если тратить деньги на специализированные ТС вы не хотите.

Перевозка на прицепе

Владельцы небольшой пасеки в 5–10 ульев чаще всего используют для перевозки заводской прицеп автомобиля. Небольшая модернизация прицепа позволяет перевозить до 24 ульев. Важно, чтобы прицеп для перевозки пчел имел откидывающиеся боковые и задний борта. Чтобы иметь возможность установить ульи в несколько рядов, на прицепе монтируется металлический каркас и делается навес. Обязательный элемент прицепа – опора на передней части, для обеспечения ровного положения на земле.

При перевозке ульев на прицепе легкового автомобиля следует принять ряд предупредительных мер:

  • дно застилается соломой, сеном, поролоном и любым другим материалом, способным смягчить тряску при переезде;
  • пчелиные дома надежно крепятся веревками, чтобы исключить их подвижность;
  • из ульев извлекают соты, чтобы не допустить их обрушения при перевозке, рамки укрепляют;
  • верхние крышки ульев снимают, накрывая их мелкой сеткой для свободного доступа воздуха, так как для пчел опасно повышение температуры в улье.

Чертежи

Это интересно: Продукты из меда — освещаем в общих чертах

Преимущества использования прицепов в пчеловодстве

Самым простым устройством у владельца кочевой пасеки считается телега для перевозки пчел, прицепляемая к легковому автомобилю. Транспортное средство позволяет осуществлять перевозку малого количества домиков. Владельцу большой кочевой пасеки выгодна вместительная платформа.

Преимущество использования для транспортировки ульев прицепного устройства объясняется плюсами кочевой пасеки:

  1. Кочевой метод содержания пасеки способствует лучшему развитию пчел в середине весны.
  2. Перевозка ульев на другое место приносит пользу пчелам. Насекомые получают доступ к требуемому количеству нектара.
  3. Для кочевой пасеки сезон медосбора раньше начинается и позже заканчивается. Перевозка пчел к цветущим медоносам приносит пасечнику больше урожая. Покупка прицепа и топлива для транспорта окупится, если с каждого улья собирать от 6 кг качественного меда.
  4. Во время перевозки пасеки пчеловод самостоятельно выбирает, возле каких медоносов остановиться. Частая кочевка позволяет получить за сезон разные сорта меда.

Если говорить о преимуществе самого прицепного устройства, то маленькие телеги к легковым авто выгодны в плане компактности. Однако минусом является вместимость. Обычно стандартным легковым прицепом за один раз осуществляется перевозка максимум 4 ульев с пчелами.

Многими преимуществами обладают большие прицепные устройства, именуемые платформами:

  1. Во время перевозки тряска на платформе ульев минимальна по сравнению с маленьким прицепом. Пчелы не получают стресс, ведут себя спокойно по прибытию на новое место.
  2. При перевозке телегой улья надо разгружать и загружать. На платформе домики с пчелами постоянно стоят.
  3. За счет устойчивости и высоких бортов платформой осуществляют перевозку большого количества ульев, установленных в несколько ярусов.

Наличие прицепа или платформы для пасечника всегда большой плюс. Не вывозные пчелы приносят мало меда. Семьи ослабевают, со временем гибнут.

Совет! За сезон пасеку надо хотя бы 1 раз вывозить в поле. От стоящих во дворе ульев не будет толку.

Как сделать прицеп для пчел своими руками

Обычный одноосный прицеп для перевозки пчел для легкового автомобиля усовершенствуют наращиванием бортов. Можно приспособить съемные стойки с крышей. Чтобы за одну перевозку захватить больше ульев, раму придется расширять. Желательно добавить вторую ось. Весь процесс изготовления прицепного устройства состоит из сборки каркаса и его обшивки.

Чертежи, инструменты, материалы

Начинают изготавливать прицеп для ульев с построения чертежа. Изначально определяются с размерами. При выборе габаритов важно учесть тяговую силу автомобиля, чтобы он справился с грузом. Пример готового чертежа легко найти в различных источниках. Размеры можно подогнать свои. Важно помнить, что прицеп придется везти до пасеки по шоссе. Его габариты не должны мешать движению автотранспорта.

Из материалов применяют листовой металл, труба, профиль, уголок. Из инструментов берут болгарку, дрель, сварочный аппарат, молоток, пассатижи, гаечные ключи.

Процесс сборки

Начинают собирать своими руками прицеп для перевозки пчел с планировки расположения ульев. Место домиков отмечают на чертеже, отсюда определяют размер рамы. Дальнейший процесс состоит из следующих действий:

  1. Согласно чертежу из профиля, уголка и трубы сваривают раму. Если идет переделка заводского прицепа, то конструкцию обычно расширяют, делают выдвижную платформу. При необходимости добавляют вторую колесную пару.
  2. Если предполагается соорудить фургон с крышей, каркас оснащают стойками. Стены обшивают фанерой. Напротив летков вырезают отверстия.
  3. Кровельным материалом фургона выступает металл, профнастил.
  4. Когда предполагается перевозка ульев в 2 яруса, под домики к каркасу прицепа приваривают полки из металлического уголка.
  5. Для ульев предусматривают крепежи, удерживающие их во время транспортировки.

Когда прицеп пчеловодческий будет готов, пробуют установить пустые ульи, испытать конструкцию. Если все пройдет успешно, с началом сезона доставляют пчел ближе к медоносам.

Самостоятельное изготовление прицепа

Готовые промышленно изготовленные пчелоприцепы зачастую представляют собой сложные конструкции и оснащены многими специальными приспособлениями – погрузчиками, лифтами, устройствами для откачки меда и тому подобными. Их главный недостаток – цена, поэтому многие пчеловоды конструируют и собирают такие прицепы своими руками.

Основа для прицепа может быть любой – одно- и двухосной, от трактора или легковой машины, это может быть также самодельная конструкция с заводской ходовой частью. Главные требования к конструкции:

  • предусматривается прочное закрепление рамок и защита от раскачивания;
  • расстояние между ульями – не менее 10 см для вентиляции и доступа воздуха;
  • рамки должны располагаться параллельно переднему борту;
  • все дополнительные элементы конструкции (лесенки, откидные борта, отсеки для инструментов) необходимо предусмотреть заранее.

При наличии обычного легкового автоприцепа с бортами можно относительно легко и недорого сделать транспорт для перевозки пчел:

  1. Подготовка основы прицепа. Необходимо предварительно измерить размеры ульев и платформы, чтобы оптимально использовать пространство. Площадку можно удлинить или надстроить, чтобы вместить нужное количество ульев, но при этом для перемещения по трассам необходимо соблюсти требования к габаритам, весу и прочим техническим особенностям, а также оформлению транспорта. Прицепу нужно обеспечить максимально плавный ход, отрегулировав рессоры и уменьшив его вес.
  2. Каркас или поддоны для ульев. Из фанеры и деревянных брусковисходя из размеров ульев нужно сделать секционные рамы. Для некоторых пчеловодов оптимальным вариантом в отношении погрузки и разгрузки будут контейнерные рамы на 4–6 ульев. Летки в них будут направлены в разные стороны.
  3. Скрепление ульев. Для фиксации ульев и их частей используются ленточные (стальная лента с запорным устройством), ременные (прорезиненая ткань с крючком) и ульевые (соединяют части улья) скрепы. За неимением специальных скрепов используются деревянные рейки.

При наличии прицепа в виде будки можно собрать свой павильон – передвижную пасеку без необходимости разгрузки ульев.

  1. Сделать каркас для размещения ульев. Оптимальной будет конструкция из двух рядов ульев в два яруса с проходом посередине. Для его изготовления используются деревянные бруски, стальные уголки, фанера.
  2. Сделать отверстия в бортах прицепа, чтобы они соответствовали местам расположения леток.
  3. Тщательно закрепить улья так, чтобы избежать падения или лишних вибраций при движении.

Не существует идеальной конструкции прицепа для перевозки пчел. В зависимости от транспорта, дорожных условий, требований пчеловода и прочих факторов удобными могут считаться как простые открытые платформы, так и специально оборудованные кассетные павильоны. Цена на готовые пчелоприцепы может достигать сотен тысяч рублей, и многие пчеловоды предпочитают делать их своими руками, используя в качестве основы тракторные телеги, легковые прицепы и даже самодельные конструкции. Многие из них по своим характеристикам и требованиям безопасности ни в чем не уступают промышленным образцам.

Популярные модели

На рынке образовалась своя лидирующая группа. Рейтинг составлен исходя из спроса и отзывов самих пасечников, а также мнения специалистов в этой отрасли.

Потому если вы не согласны с представленными в списке моделями прицепов, тогда аргументируйте свою позицию в комментариях. Будет очень интересно узнать ваше мнение. Возможно, вы сами подскажете достойные экземпляры, которые отлично подойдут для перевозки и содержания ульев.

В список входят тех автоприцепы, которые предназначены для легковых автомобилей и могут применяться как для транспортировки, так и для сезонного содержания на них пчелиных домиков.

МЗСА

Конкретно рассматривается модель 817730.001. Это двухосный прицеп с великолепной устойчивостью, которые на ходу не раскачивается, что важно для спокойствия пчел при переездах.

Дно сделано из влагозащитной фанеры и ламинированного покрытия. Подвеска резино-жгутового типа. Легко перевозит до 950 килограмм, имеет оба откидывающихся борта.

Платформа имеет размеры 3784×1720х792 мм.

Стоит такая модель от 65 тысяч рублей.

Тандем

Модель производства компании Курганские прицепы. Также двухосная конструкция, которая очень распространена среди пчеловодов.

Прицеп имеет большую ширину, что позволяет расставлять ульи в два ряда с сохранением пространстве между ними для передвижения, перемещения и хранения вспомогательного оборудования.

Предназначен для перевозки груза весом до 450 килограмм. Подвеска здесь пружинно-амортизационная. А размеры составляют 5300×2070х1300 мм. В комплекте идет подкатное колесо-автомат, ремни, стяжки.

При организации постоянного места для сбора меда ульи можно укладывать в 3-4 яруса.

Цена прицепа несколько выше, и начинается от 89 тысяч рублей.

7135 Пчеловод

Прицеп производства фирмы Прогресс. За счет бортов высотой 15 см удается легко разгружать и загружать ульи.

Используется рессорная подвеска, которая лучше подходит для плохих дорог. Ход мягкий, вне зависимости от дорожного покрытия.

Перевозит груз массой до 560 килограмм. Размеры кузова составляют от 2500 до 3800×1400х150 мм. За счет рамы и двух осей способен загружаться до 1000 кг. Стоит минимум 79 тысяч рублей.

Пасека седельная 24

Продукт фирмы Ось. Предназначен для перевозки 24 домиков пчел. Отличное решение для кочевого использования, когда требуется перемещаться с места на место в поисках медоносных растений.

Конструкция позволяет укладывать ульи в несколько рядов, не нарушая циркуляцию воздуха. Показатель грузоподъемности здесь 1500 кг. Дополнительно есть выдвижная кассета, куда помещается 8 домиков.

При всех своих отличных характеристиках, стоит такой прицеп от 65 тысяч рублей.

Это далеко не весь список пчелоприцепов, которые могут применять пасечники. Потому выбор всегда остается за вами.

Всем спасибо за внимание!

Спасибо за прочтение! Пожалуйста,

Платформа для пчел своими руками

Лучшим вариантом считается платформа для пчел из-за большей вместимости ульев. Вдобавок на прицепном устройстве домики остаются стоять после приезда на место стоянки.

Чертежи, инструменты, материалы

При изготовлении платформы понадобятся аналогичные инструменты и материалы, что использовались для сборки прицепа. Чертеж отличается размерами. Платформу обязательно оснащают двумя колесными парами, высокими съемными бортами. По желанию делают крышу и выдвижную площадку.

Процесс сборки

Для получения платформы, стандартные прицепы легкового автомобиля для пчеловодства подвергают переделке:

  1. Первым делом удлиняют раму минимум на 1 м, приварив дополнительные заготовки из профиля и трубы.
  2. Мост и рессоры используют от автомобиля УАЗ.
  3. Раму поперек визуально разделяют на участки. Обычно их 3 штуки шириной по 60 см. Из квадратной трубы сваривают выдвижную рамку для ульев. Ставят ее на салазки.
  4. Под ульи из уголка сваривают рамки, крепят к платформе. Днище заваривают листовым металлом.
  5. Колесика выдвижного механизма общей рамки для ульев делают из подшипников. Их распределяют равномерно по конструкции.
  6. Пол платформы настилают из доски. Вдоль боковых бортов приваривают петли для стягивания ульев лентами.
  7. Стойки бортов приваривают по углам рамы и центру, где располагаются салазки. Дышло платформы усиливают трубой сечением 40 мм.
  8. Каркас крыши сваривают с уголка. Обязательно выдерживают уклон, чтобы стекала дождевая вода.

Финалом работ является укладка кровельного материала. Обычно применяют жесть, оцинковку, профнастил.

Мобильная платформа

Одной из разновидностей прицепа является платформа для перевозки пчел. Она делается на основе ходовой части заводского прицепа с соблюдением важного условия – не нарушать допустимую правилами дорожного движения ширину платформы. Поэтому чтобы была возможность перевозить большое количество ульев, её удлиняют. Прицеп-платформа – это мало затратный вариант пасеки, если её сделать своими руками. К тому же она крепится к любому автомобилю и может вмещать до 50 ульев.

Такой тип конструкции для перевозки пчелиных семей имеет ряд преимуществ перед павильоном и автомобильным прицепом:

  • меньше чем прицеп подвержена тряски при переезде, а значит более комфортна для пчел;
  • конструкция может быть как одноярусной, так и многоярусной, в зависимости от количества пчелиных семей;
  • ульи не спускают на землю, что явно облегчает труд пчеловода;
  • на случай дождя и в качестве защиты от солнца на платформе легко устанавливается крыша.

Самостоятельная постройка платформы

Для постройки платформы своими руками понадобится:

alt-zem.org


Смотрите также


Содержание :: Карта сайта :: Правила пользования :: Политика конфиденциальности :: Контакты

about-plants.ru